Позвоните сейчас: 8-495-177-3194 do@mirkov.ru

Аннотация

В юридической литературе вопрос разграничения составов ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции является неоднозначным. В данной статье речь идёт о проблеме соотношения составов двух запрещенных действий —  ненадлежащей рекламы (запрещена рекламным законодательством) и недобросовестной конкуренции (запрещена антимонопольным законодательством). Настоящая статья посвящена анализу характеристик и оценке перспектив решения данной коллизии, в которой главное внимание уделяется одной из разновидностей ненадлежащей рекламы – недобросовестной рекламе. Спорные моменты возникают и при попытке соотнести эти явления друг с другом, и при определении соотношения норм о ненадлежащей рекламе и недобросовестной конкуренции.

Проблематика и цель

    Анализировать понятия недобросовестная конкуренция и ненадлежащей рекламы в сети интернет стоит с ряда нормативно правовых актов закрепленных в РФ, в числе которых антимонопольное законодательство, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Все они направлены на регулирование данных отношений, рассмотрим их более подробно.  

    Для начала разберемся с недобросовестной конкуренцией регулируемой   ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный закон стремится к обеспечению добросовестной конкуренции, как соперничеству хозяйствующий субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Если происходит исключение или ограничение такого соперничества, то возникает недобросовестная конкуренция. Содержание этого понятия раскрывается в ст. 14 Закона – это распространение ложных сведений, введение в заблуждение в отношении товара, некорректное сравнение товаров, введение в оборот товара с незаконным использованием средств индивидуализации, незаконное использование коммерческой тайны. В соответствии с установленными законодательством функциями антимонопольный орган выявляет и привлекает к ответственности за два основных типа нарушений: недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность. 

   Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия или бездействие, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (и. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

   Зачастую возникают согласованные действия для доминирующего положения на рынке и создания монополии. Понятия согласованных действий, «молчаливого» сговора и параллельных действий, использующиеся в европейском конкурентном праве показанного на рис. 1.

Очевидно, что в российском антимонопольном законодательстве есть не урегулированное понятие параллельное поведение. Эту проблему частично решил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который указал, что «о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин»

Запрещенные (антиконкурентные) соглашения и согласованные действия перечислены в ст. 11 Закона «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов».

Согласованные действия и недобросовестная конкуренция непосредственно связаны с рекламой, хотя и имеют ряд спорных моментов и различий. Для начала нужно понять, что такое  ненадлежащая реклама — это реклама, которая вводит людей в заблуждение, содержит некорректные сравнения с конкурентами, обманывает. Она должна соответствовать требованиям ст. 5 ФЗ № 83 «О рекламе». В интернете используются формы рекламы, представленные на рисунке 2.

Применяя действующее законодательство по отношению к электронной коммерции мы замечаем, что практически вся подобная реклама является  недобросовестной рекламой. Становится очевидным, что подобная реклама направленна на конкретных лиц в интернете и она связана с открытостью данных о пользователях.  При соотношении понятий о недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы видны недостатки в законодательстве.

 

 Раскрытие проблемы и вывод во 2 части статьи.