Позвоните сейчас: 8-495-177-3194 do@mirkov.ru

Аннотация

В юридической литературе вопрос разграничения составов ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции является неоднозначным. В данной статье речь идёт о проблеме соотношения составов двух запрещенных действий —  ненадлежащей рекламы (запрещена рекламным законодательством) и недобросовестной конкуренции (запрещена антимонопольным законодательством). Настоящая статья посвящена анализу характеристик и оценке перспектив решения данной коллизии, в которой главное внимание уделяется одной из разновидностей ненадлежащей рекламы – недобросовестной рекламе. Спорные моменты возникают и при попытке соотнести эти явления друг с другом, и при определении соотношения норм о ненадлежащей рекламе и недобросовестной конкуренции.

Abstract

In legal literature the question of differentiation of structures of inadequate advertizing and unfair competition is ambiguous. In this article it is about a problem of a ratio of structures of two forbidden actions — inadequate advertizing (it is forbidden by the advertizing legislation) and unfair competition (it is forbidden by the antitrust law). The present article is devoted to the analysis of characteristics and assessment of prospects of the solution of this collision in which the main attention is paid to one of kinds of inadequate advertizing – unfair advertizing. Disputed issues arise also in attempt to correlate these phenomena with each other, and when determining a ratio of norms on inadequate advertizing and unfair competition.

Проблематика и цель

    Анализировать понятия недобросовестная конкуренция и ненадлежащей рекламы в сети интернет стоит с ряда нормативно правовых актов закрепленных в РФ, в числе которых антимонопольное законодательство, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Все они направлены на регулирование данных отношений, рассмотрим их более подробно.  

    Для начала разберемся с недобросовестной конкуренцией регулируемой   ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный закон стремится к обеспечению добросовестной конкуренции, как соперничеству хозяйствующий субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Если происходит исключение или ограничение такого соперничества, то возникает недобросовестная конкуренция. Содержание этого понятия раскрывается в ст. 14 Закона – это распространение ложных сведений, введение в заблуждение в отношении товара, некорректное сравнение товаров, введение в оборот товара с незаконным использованием средств индивидуализации, незаконное использование коммерческой тайны. В соответствии с установленными законодательством функциями антимонопольный орган выявляет и привлекает к ответственности за два основных типа нарушений: недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность. 

   Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия или бездействие, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (и. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

   Зачастую возникают согласованные действия для доминирующего положения на рынке и создания монополии. Понятия согласованных действий, «молчаливого» сговора и параллельных действий, использующиеся в европейском конкурентном праве показанного на рис. 1.

Очевидно, что в российском антимонопольном законодательстве есть не урегулированное понятие параллельное поведение. Эту проблему частично решил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который указал, что «о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин»

Запрещенные (антиконкурентные) соглашения и согласованные действия перечислены в ст. 11 Закона «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов».

Согласованные действия и недобросовестная конкуренция непосредственно связаны с рекламой, хотя и имеют ряд спорных моментов и различий. Для начала нужно понять, что такое  ненадлежащая реклама — это реклама, которая вводит людей в заблуждение, содержит некорректные сравнения с конкурентами, обманывает. Она должна соответствовать требованиям ст. 5 ФЗ № 83 «О рекламе». В интернете используются формы рекламы, представленные на рисунке 2.

Применяя действующее законодательство по отношению к электронной коммерции мы замечаем, что практически вся подобная реклама является  недобросовестной рекламой. Становится очевидным, что подобная реклама направленна на конкретных лиц в интернете и она связана с открытостью данных о пользователях.  При соотношении понятий о недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы видны недостатки в законодательстве.

 

 Раскрытие проблемы и вывод во 2 части статьи.