Позвоните сейчас: 8-495-177-3194 do@mirkov.ru

 

 

                        Аннотация

 

  В юридической литературе вопрос разграничения составов ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции является неоднозначным. В данной статье речь идёт о проблеме соотношения составов двух запрещенных действий —  ненадлежащей рекламы (запрещена рекламным законодательством) и недобросовестной конкуренции (запрещена антимонопольным законодательством). Настоящая статья посвящена анализу характеристик и оценке перспектив решения данной коллизии, в которой главное внимание уделяется одной из разновидностей ненадлежащей рекламы – недобросовестной рекламе. Спорные моменты возникают и при попытке соотнести эти явления друг с другом, и при определении соотношения норм о ненадлежащей рекламе и недобросовестной конкуренции.

 

Раскрытие проблемы

Пример недобросовестной конкуренции с использованием товарного знака. Московское УФАС России возбудило дело в отношении ЗАО «БелазСпецСервис» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Компания зарегистрировала и использует в качестве фрагмента своего фирменного наименования обозначение «БЕЛАЗ», которое является сходным с товарными знаками «БЕЛАЗ», «BELAZ» и принадлежит ОАО «БЕЛАЗ» (Белоруссия). Таким образом общество получает необоснованное преимущество перед конкурентами, пользуясь широкой известностью продукции ОАО «БЕЛАЗ». В действиях ЗАО «БелазСпецСервис» антимонопольный орган усматривает признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в приобретении и использовании обществом исключительного права на средства индивидуализации юридического лица (фирменного наименования), сходного с товарными знаками конкурента.

 

   Решением проблемы для электронной коммерции может стать создание программы для обработки, которая будет отслеживать поступление недобросовестной рекламы. Это программное обеспечение будет создавать готовые заявления, в ФАС РФ сформированные из отчетов программы. Таким образом, будет собираться вся необходимая информация для привлечения компаний к административной ответственности. Участвовать в таком улучшении будут пользователи на добровольной основе.  

   Согласно Федеральному закону «О рекламе» статье 3, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц и быть направленной для привлечения внимания. На практике рекламы в электронной коммерции мы видим, что она воздействует на нас узнавая из запросов браузера о нас информацию, вычисляют IP адрес и особенно в социальных сетях анализируя всю нашу информацию и наши действия. Большинство рекламных площадок в интернете перед запуском рекламной компании показывает, на какую именно аудиторию будет воздействовать реклама.

    Одним из видов паразитической конкуренции в интернет пространстве стало столкновение прав на товарный знак, фирменное наименование и прав на доменное имя. Название домена как правило, это фрагмент фирменного наименования или словесного товарного знака. Такое использование словарных обозначений позволяет обнаружить в домене не только функцию адреса, но и функцию средства индивидуализации. С развитием системы доменных имен стала очевидна проблема невозможности использования идентичных доменов. Если использование товарного знака или фирменного наименования допускает присутствие идентичности в том случае, когда товарный знак используется для разных классов товаров, или, если коммерческие фирмы действуют в разных сферах бизнеса и имеют различное местонахождение, то у домена предполагается наличие только единственного владельца. Стали появляться случаи недобросовестной конкуренции с использование популярных товарных знаков для названия сайтов. Соответственно компании владельцы товарного знака теряют клиентов из-за подобных инцидентов и репутацию.

 

Интернет реклама

 

 

 

Популярные формы обращения в интернет рекламе

   Недобросовестная конкуренции имеет ряд различий с ненадлежащей рекламой, но существует связь между ними. Организации с помощью рекламы дают потенциальным покупателям информацию о своем товаре в интернете и делают это в форме сравнения с конкурентами. Тем самым нарушая еще и ФЗ о рекламе.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 14.33 КоАП РФ) содержится понятие «недобросовестная конкуренция», которое направлено на борьбу с нарушениями закона в этой области, на обеспечение положений, закрепленных Конституцией РФ и антимонопольным законодательством. Этим активно пытаются пользоваться недобросовестные участники рынка, попавшие под санкции ФАС, стремясь оспорить подобные ее решения в судебном порядке.

    В такого рода спорах важную роль играет правообладатель – его позиция и действия. Дополнительную защиту правообладателю в таких случаях дает наличие зарегистрированного словесного товарного знака, идентичного торговым наименованиям его товаров. Нарушители, упоминая в своей рекламе о товарах, вольно или невольно нарушают и его право на товарный знак, что является дополнительным основанием для привлечения к ответственности.

   Особенно тонкой является грань в квалификации правонарушений в области недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы в сети Интернет. Наиболее эффективно доказать факт размещения данных в сети «Интернет» на конкретный момент времени в прошлом можно с помощью нотариального удостоверения содержания соответствующих интернет-сайтов, поскольку обычно нарушитель, узнав о попытках правообладателя защитить свои права, удаляет компрометирующую информацию со всех ресурсов. Если это произошло, целесообразно пользоваться распечатками из waybackmachine – и суды и государственные органы в рамках административных разбирательств принимают такие распечатки как доказательства.