Аннотация статьи
В данной статье рассматривается возможность использования правовых механизмов, определяемых отдельными статьями Гражданского кодекса РФ в целях недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы в области электронной коммерции. В статье подробно рассматриваются причины возникновения пробелов в современном российском законодательстве и механизмы их использования в целях недобросовестной конкуренции, приводятся возможные варианты исправления сложившейся ситуации и даются прогнозы относительно ожидаемых сроков их реализации.
Abstract
In this article the possibility of use of the legal mechanisms determined by separate articles of the Civil Code of the Russian Federation for unfair competition and unfair advertizing in the field of electronic commerce is considered. In article the causes of gaps in the modern Russian legislation and mechanisms of their use for unfair competition in detail are considered, possible options of correction of current situation are given and forecasts concerning the expected terms of their realization are given.

Проблематика и цель: Начинать анализировать действующее законодательство в сфере недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы в области электронной коммерции стоит с Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), которая закрепила основополагающие нормы настоящей государственности, в числе которых заявлены «поддержка конкуренции» (ст. 8) и недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Единство законодательства формирует единство практики. Однако в вопросах защиты недобросовестной конкуренции и рекламы в электронной коммерции все не столь однозначно. В исполнении положений Конституции РФ на сегодняшний день действует ряд нормативных правовых актов в числе которых Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Рассмотрим их более подробно. Определение понятия недобросовестной конкуренции в российском законодательстве дается в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»: «недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».
Деятельность конкурента может состоять из отдельных актов недобросовестной конкуренции так и последовательной работы над ухудшение имиджа конкурента, которая в совокупи своих действий будет означать недобросовестную конкуренцию.
На рисунке 1 представленны формы недобросовестной конкуренции.

Проанализировав законодательство о рекламе сделал вывод, что ненадлежащая реклама — это реклама, которая вводит людей в заблуждение, содержит некорректные сравнения с конкурентами, обманывает. Она должна соответствовать требованиям ст. 5 ФЗ № 83 «О рекламе». Если применять действующие понятия недобросовестной конкуренции и рекламы по отношению к электронной коммерции, то можно заметить ряд недостатков в законодательстве. Становится заметно, что в электронной коммерции существуют актуальные проблемы с открытостью данных о пользователях. Сохраняются поисковые запросы, вебвизоры и другие системы показывают действия пользователя на сайтах. О применении медиа метрики пользователя предупреждает только браузер, но не сам сайт. Браузеры больше защищают пользователей, чем законодательство.